Союз "Чернобыль" России - Выступление Президента Союза «Чернобыль» России В.Л. Гришина
Главная | Новости | Выступление Президента Союза «Чернобыль» России В.Л. Гришина

Выступление Президента Союза «Чернобыль» России В.Л. Гришина

Размер шрифта: Decrease font Enlarge font
image

По вопросу сокращения количества радиоактивно загрязнённых населенных пунктов

 

          Выступление Президента Союза «Чернобыль» России В.Л. Гришина на заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике по вопросу сокращения количества радиоактивно загрязнённых населенных пунктов в связи с подготовкой Правительством Российской Федерации нового Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. 27 января 2015 года, г. Москва.

 

 Рассмотрев проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – проект Постановления), подготовленный  в соответствии со статьями 7 и 11 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон), Союз «Чернобыль» России отмечает:

В части третьей статьи 7 Закона границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются и пересматриваются Правительством Российской Федерации в зависимости радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Это означает, что границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов должны устанавливаться Правительством Российской Федерации, как минимум, одновременно или, следуя логике, сначала устанавливаются границы зон радиоактивного загрязнения, а потом формируется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. До настоящего времени (2015 год), практики установления Правительством Российской Федерации границ зон радиоактивного загрязнения не имеется. Поэтому подготовка МЧС России проекта Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, (далее - Перечень) производилась без надлежащего исполнения требований ст. 7 Закона об установлении и пересмотру границ зон радиоактивного загрязнения.

Следует отметить, что статус зон радиоактивного загрязнения взаимоувязан со статусом граждан, постоянно проживающих (работающих), эвакуированных, выехавших добровольно на новое место жительства. Настоящий Закон определяет и гарантирует возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, размер которых находиться в прямой зависимости от статуса зоны радиоактивного загрязнения.

Статьей 11 Закона определено, что в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер.

В данной статье Закона также указывается, что Правительством Российской Федерации устанавливаются дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими долгоживущими радионуклидами, кроме цезия-137.

Экологическое оздоровление территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, определяется положениями статьи 12 Закона. О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, сказано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21.03.1996 г. N 313. В частности в нем говорится: «Министерству охраны окружающей среды и  природных  ресурсов Российской   Федерации   обеспечить   контроль   за   экологической обстановкой  на  территориях  Российской  Федерации,   подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы. Министерству   Российской   Федерации   по  делам  гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,  осуществлять  координацию  мероприятий по экологическому оздоровлению    территорий   Российской   Федерации,   подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы».    

Очевидно, что установление границ зон радиоактивного загрязнения и пересмотр перечня населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются и пересматриваются при участии МЧС России, Минтруда России, Минприроды России, Минздрава России.

К сведению, Росгидромет официально представляет в федеральные органы исполнительной власти данные о загрязнении территории только в разрезе  населенных пунктов, что явно недостаточно для определения зон радиоактивного загрязнения. Отсутствуют официальные, систематизированные и регулярно публикуемые, сведения о  радиоактивном загрязнении земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и других категорий.

Союз «Чернобыль» России отмечает, что основной проблемой, затрудняющей  реализацию статей 7-12 Закона, является отсутствие:

а) нормативно-методической базы (порядка), определяющей механизмы юридического  оформления  зон радиоактивного загрязнения и фиксации их  границ на основе изложенных в Законе критериев;

б) методики, согласно которой можно было бы определять статус населенных пунктов в зонах радиоактивного загрязнения на основании статистически обоснованных оценок плотности радиоактивного загрязнения (минимум или среднее или максимум или другие возможные параметры распределения результатов измерения проб почвы) с учетом момента времени (периода), когда значения плотности радиоактивного загрязнения являются пригодными для использования в процессе подготовки Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При подготовке проекта Постановления Правительства Российской Федерации использовались официальные материалы и сведения Росгидромета о радиоактивном загрязнении территории населенных пунктов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014 г., Роспотребнадзора - о средних годовых эффективных дозах облучения жителей населенных пунктов за 2011 г., Росстата - об итогах переписи населения в 2010 году и административно-территориальном делении субъектов Российской Федерации на 1 января 2014 г., а также результаты комплексных обследований в части уточнения факторов социально-экономического характера населенных пунктов, отнесенных в настоящее время к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Анализ результатов комплексных обследований социально-экономического состояния территорий, подвергшихся радиационному воздействию и отнесенных к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, по словам МЧС России, показал не отвечающий требованиям статьи 11 Закона уровень социально-экономического развития указанных территорий.

Кроме того, до настоящего времени не реализовано требование статьи 11 Закона об установлении дополнительных критериев по определению границ зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими долгоживущими радионуклидами, кроме цезия-137.

С учетом указанных требований статей 7 и 11 Закона, по утверждению авторов проекта Постановления, в новой редакции Перечня учтены переводы населенных пунктов в связи с изменением радиационной обстановки в зоны с меньшим уровнем радиоактивного загрязнения, а также исключены из перечня упраздненные населенные пункты и населенные пункты, не имеющие постоянного населения.

В тоже время, Союз «Чернобыль» России отмечает, что исходя из анализа содержания пояснительной записки к проекту Постановления, при разработке нового Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС «другие факторы» были учтены не в полной мере.

На вопрос, какие именно «другие факторы» должны учитываться при определении границ зон и перечня населенных пунктов, ответ изложен в                                       письме Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации от 05.09.2014г. №01-28/106 на запрос  Союза «Чернобыль» России.

В частности в нем сообщается: «Согласно статье 12 Закона, на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы, осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды. В числе этих мер прямо указано: «снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов». Исходя из приведенной нормы, экологически опасными факторами следует считать не только радиоактивное загрязнение».

«Основные положения концепции проживания населения в районах, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, утверждены в статье 6 рассматриваемого Закона и в постановлении Кабинета Министров СССР от 8 апреля 1991 г. № 164. Согласно указанным нормативным правовым актам зонирование территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, направлено на минимизацию негативного воздействия последствий радиационной аварии для здоровья населения при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни.

Исходя из положений Закона и названного постановления, любой пересмотр (включая сокращение) перечней населенных пунктов должен осуществляться с учетом как современного представления мировой науки о медико-биологических эффектах ионизирующей радиации, так и наличия факторов нерадиационной природы, оказывающих негативное влияние на здоровье людей.

К числу таких факторов, путем доктринального толкования, можно относить общее состояние природных ресурсов и природных объектов в части загрязнения (нерадиационного характера), засорения, истощения.

Исходя из норм Закона и постановления, нельзя забывать об обеспечения доступа населения, проживающего в соответствующих населенных пунктах, к специализированной медицинской помощи (амбулаторной и стационарной), а также об уровне информированности и радиологической грамотности населения.

Следует пояснить, что сокращение рассматриваемых перечней населенных пунктов целесообразно осуществлять лишь при положительном результате реабилитационных мер».

Учитывая вышеизложенное представляется, что пересмотр Перечня должен осуществляться с учетом таких факторов, как:

- влияние медико-биологических эффектов ионизирующей радиации на человека;

- определение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности граждан, проживающих в соответствующих зонах радиоактивного загрязнения, а также наличие причинной связи заболеваний, инвалидности и смертности людей с радиационным фактором;

- наличие факторов нерадиационной природы, оказывающих негативное влияние на здоровье людей;

- доступность для граждан, проживающих в зонах радиоактивного загрязнения, специализированной медицинской помощи (амбулаторной, стационарной, лекарственной).

Например, в юго-западных районах Брянской области, наиболее пострадавших от радиации, проживает более 311 тыс. человек, в том числе 58 тысяч детей и подростков.

По данным органов здравоохранения, темпы роста общей заболеваемости населения, проживающего в этих районах, на 40-50% выше областных и российских. С 1995 года показатель заболеваемости вырос более чем в 2 раза.

Значительный рост заболеваемости по сравнению с 1995 годом зарегистрирован по классам: болезни эндокринной системы – в 5 раз; болезни крови и кроветворных органов – в 4,3 раза; болезни мочеполовой системы – в 3,6 раза; болезни системы кровообращения – в 3 раза; новообразования – в 2,8 раза.

Кроме того, доступ населения, проживающего в загрязненных территориях, к специализированной медицинской помощи ограничен из-за значительного расстояния до областных лечебных учреждений. Лекарственное обслуживание осуществляется не в полной мере. Объем бесплатных медицинских услуг не обеспечивает необходимый уровень медицинской помощи. Растет доля платных медицинских услуг. Право на льготное санаторно-курортное обслуживание граждан, оздоровление детей, проживающих на этих территориях, реализуется лишь частично.

Динамика развития демографических процессов на радиоактивно загрязненных территориях в последние годы показывает тенденцию естественной убыли населения. В результате миграции происходит уменьшение численности трудоспособных граждан.

Наблюдается неоднородный уровень развития инфраструктуры, необходимой для обеспечения условий безопасной жизнедеятельности, включая охват жителей зон радиоактивного загрязнения устойчивыми источниками газоснабжения, водоснабжения и канализации.

Размеры льгот и компенсаций не обеспечивают достойный уровень жизни населения в связи с ростом цен на основные товары и услуги, увеличением жилищно-коммунальных тарифов. Отмечается снижение уровня социальной защищенности граждан, подвергшихся радиационному воздействию, в связи с неэффективностью мер, направленных на создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста на радиоактивно загрязненных территориях.

В связи с неполным финансовым обеспечением реализации государственных программных мероприятий снижена эффективность процессов реабилитации и возврата в сферу хозяйственной деятельности сельскохозяйственных земель, лесов, расположенных в границах зон радиоактивного загрязнения.

Информирование граждан по вопросам безопасной жизнедеятельности на радиоактивно загрязненных территориях осуществляет эпизодично, что препятствует формированию здорового социально-психологического состояния граждан.

В силу сложности вопроса правового определения влияния «других факторов» на принятие решения о пересмотре Перечня требуется его научная проработка с целью выявления пробелов правового регулирования и формирования предложений по их восполнению.

 

В 1991 – 2010 годах в России реализован ряд целевых программ по решению проблем преодоления последствий радиационных аварий и катастроф. С 2011 г. реализуется Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года».

Кроме того, с 1998 по настоящее время осуществляются мероприятия программ совместной деятельности Союзного государства России и Беларуси по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.

В результате реализации мероприятий этих программ удалось частично нормализовать радиационно-гигиеническую обстановку, снизить негативные социально-экономические последствия катастрофы в радиоактивно загрязненных территориях.

Однако, проблемы граждан, пострадавших от радиации, проблемы социально-экономического развития загрязнённых радионуклидами районов, а также экологические проблемы и сегодня сохраняют свою остроту.

Союз «Чернобыль» России также отмечает, что проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» получил отрицательные результаты общественного обсуждения, в числе которых отрицательные заключения Общественной палаты Российской Федерации, Общероссийского народного фронта, Союза «Чернобыль» России.

В случае принятия данного проекта Постановления количество населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, сократится с 4413 до 3859. Численность граждан, проживающих в зонах радиоактивного загрязнения, уменьшится. Это повлечет за собой полную или частичную отмену льгот и компенсаций десяткам тысяч человек, что будет способствовать росту социальной напряженности.

На основании изложенного Союз «Чернобыль» России предлагает внести в Решение Комитета следующие предложения:

- проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в предложенной редакции не в полной мере отвечает требованиям Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и нуждается в детальной проработке;

- Правительству Российской Федерации разработать нормативные правовые акты для определения зон радиоактивного загрязнения и их границ, формирования перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

 - изменение Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС проводить с привлечением общественности и экспертов, принимать решения поэтапно, научно обоснованным способом, учитывающим данные мониторинга радиационной обстановки и другие факторы, влияющие на жизнеобеспечение граждан, о результатах работы информировать общественность;

- рекомендовать Совету Федерации обратиться к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой о переносе сроков исполнения Поручения  Пр–1558 от 03.07.2014г., в части пересмотра Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, в соответствии со ст. 7 закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- создать рабочую группу по разработке предложений, направленных на совершенствование положений Закона в части социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, а также режима и экологического оздоровления территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению   вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

 - Правительству Российской Федерации продолжить до 2020 года работу по преодолению последствий радиационных аварий в рамках профильной федеральной целевой программы, приоритетным направлением которой предусмотреть повышение доступности и качества медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также развитие социальной и хозяйственной инфраструктуры на радиоактивно загрязненных территориях;

- рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, органам власти субъектов Российской Федерации, территории которых подверглись радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществить в 2015 году инвентаризацию состояния населенных пунктов (в т.ч. хозяйственной инфраструктуры), находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, с целью комплексной оценки влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие этой катастрофы на жизнь и здоровье граждан.

 

Добавить в: Add to your del.icio.us del.icio.us | Digg this story Digg