Главная | Мероприятия | 25 ноября 2009 г. в Москве состоялось заседание Центрального Совета Союза «Чернобыль» России.

25 ноября 2009 г. в Москве состоялось заседание Центрального Совета Союза «Чернобыль» России.

Размер шрифта: Decrease font Enlarge font

На заседании выступил президент СЧР Гришин В.Л.:

 

«О задачах Союза «Чернобыль» России в период подготовки и проведения 25-летия Чернобыльской катастрофы»

Выступление президента Союза «Чернобыль» России

Гришина В.Л. на заседании Центрального Совета СЧР 25.11.2009 года.

 

Уважаемые члены Центрального Совета! Уважаемые гости!

 

Полтора года остается до памятной даты, событий 25-летней давности, когда 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС. По масштабам и совокупности последствий она является крупнейшей радиационной катастрофой современности.

Радиоактивному загрязнению  подверглась территория Российской Федерации площадью около 59 тыс.кв.км. с населением более 2,6 млн. человек.

Ликвидация последствий чернобыльской катастрофы потребовала беспрецедентной для мирного времени мобилизации сил и средств с привлечением для работ в зонах высокого радиоактивного загрязнения более 200 тыс. гражданских специалистов, военнослужащих и военнообязанных, чей героический самоотверженный труд в период с апреля 1986 по декабрь 1990 года позволил предотвратить ее глобальные последствия.

Отдавая долг подвигу участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, необходимо использовать приближающееся 25- летие катастрофы как день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах, как день благодарности людям, самоотверженно вставшим на защиту  от ядерной опасности, как напоминание об ответственности человечества за судьбу планеты.

По данным Союза «Чернобыль» России из числа граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидами стали почти 90 тысяч человек (57 тысячам инвалидность связанна с ЧАЭС), ушло из жизни около 30 тысяч ликвидаторов и только 6-ти тысячам смерть связали с радиационным воздействием, кроме того, более 1,5 млн. человек проживает в загрязненных радионуклидами территориях, каждый четвертый из них – ребенок.

Несмотря на отдаленный период после Чернобыльской катастрофы, ее негативные последствия и в наши дни дают о себе знать.

По данным НРЭР (г. Обнинск) имеется статистически значимая дозовая зависимость онкозаболеваемости и онкосмертности среди ликвидаторов. Полученные результаты также говорят о положительной дозовой зависимости цереброваскулярных заболеваний как непосредственно от дозы, так и от скорости ее накопления. Заболеваемость жителей зон отселения и зон с правом на отселение превышает средний показатель по России.

На территории загрязненных областей сохраняются проблемы производства кормов и продукции животноводства.

Современный анализ данных радиационного контроля показывает, что в России в 23 коллективных хозяйствах и 121 населенном пункте без проведения защитных мероприятий невозможно получение продукции кормопроизводства и животноводства, соответствующей нормам. Без проведения защитных мероприятий уменьшение годовых доз облучения населения до уровня 1 мЗв. будет проходить длительное время, в «критических» населенных пунктах – до 2060 года.

На 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция от 12 декабря 2007 г.) было определено, что «выражая глубокую озабоченность в связи с сохраняющимся воздействием последствий чернобыльской аварии на жизнь и здоровье людей, особенно детей, в пострадавших районах…, международное сообщество… отмечает необходимость дальнейших мер по обеспечению учета оценок экологических, медицинских и социально экономических последствий чернобыльской ядерной аварии».

Международное сообщество приняло решение о подготовке плана действий ООН по реабилитации зон Чернобыля на период до 2016 года.

В настоящее время в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации МЧС России подготовлен проект Концепции федеральной целевой программы на период до 2016 года.

По мнению экспертов Союза «Чернобыль» России в этом документе недостаточно отражены направления работ, связанные с минимизацией медицинских последствий и обеспечением радиационной безопасности населения.

Основными приоритетами должны стать адресная медицинская помощь на основе объективных и научно-обоснованных критериев формирования групп потенциального радиационного риска. Такой подход позволит сфокусировать внимание лечебно-диагностических учреждений на лицах из групп риска (ликвидаторы, их дети, население наиболее загрязненных территорий). В условиях кризиса это сможет дать определенный экономический эффект при оказании высокотехнологичной медицинской помощи.

Для обеспечения радиационной безопасности населения специалистами предлагается проводить защитные мероприятия в аграрно-промышленном комплексе, основанные на принципе оптимизации, т.е. должны носить адресный характер.

Важным направлением работ по смягчению негативных последствий чернобыльской катастрофы до 2016 года должно стать создание необходимых условий для социально-экономического развития загрязненных территорий. В этих целях предлагается произвести оценку эффективности ранее проводимых защитных мероприятий. По ее результатам определить необходимость и адресность их продолжения.

 Несмотря на кризисное развитие российского общества и экономики, руководством страны предпринимаются необходимые усилия по социальному и медицинскому обеспечению населения. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Д.А. Медведев отметил: «Нашим приоритетом была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Не смотря на падение доходов бюджета, социальные обязательства государства выполняются полностью. И дальше так и будет».

Одним из доказательств этому является выделение 3 млрд. рублей из федерального бюджета на социальные выплаты, установленные судебными решениями инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС, участникам ликвидации ее последствий и другим категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Вместе с тем, мы отмечаем, что реализация законных прав пострадавших через судебные органы свидетельствует не только о несовершенстве законодательства и  нормативных правовых актов, но и о нежелании федеральных органов исполнительной власти исправить существующее положение. Это в полной мере относится и к предложению Союза «Чернобыль» России, принятому Центральным Советом год назад, относительно растущей дифференциации социальных выплат.

Основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, нынешняя дифференциация приводит к необоснованным различиям в объеме социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС. По мнению экспертов причиной этого является несовершенство  правового механизма, который равным образом гарантировал бы возмещение вреда, причиненного их  здоровью.

Ярким примером несовершенства правового механизма является неоднократные изменения законодателем и правоприменителем порядка и условий назначения ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием.

Каждый раз эти изменения приводили к увеличению различая в объеме социальных прав одной и той же категории пострадавших-участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Например, по данным Роструда на 25 ноября 2009 года численность инвалидов и получающих ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, составила 48 тысяч человек. Средний размер ежемесячной денежной компенсации составляет 12,7 тысяч рублей на одного человека. Далеко не многие из инвалидов и семей, потерявших кормильцев получают такую выплату.

Такой вывод можно сделать, проанализировав следующие данные:

До 2 000 рублей получают – 1 546 человек.

От 2 000 до 5 000 рублей – 10 080 человек.

От 5 000 до 10 000 рублей – 18 567 человек.

От 10 000 до 25 000 рублей – 11 718 человек.

От 25 000 до 45 000 рублей – 3 357 человек.

От 45 000 до 100 000 рублей – 1 842 человек.

От 100 000 до 200 000 рублей – 209 человек.

Свыше 200 000 рублей – 5 человек.

Из таблицы видно, что 36 500 человек, т.е. 76% от общего числа получателей, имеют размер ежемесячной выплаты, не превышающий 10 000 рублей. На них в год приходиться 20% от обшей суммы выплат. 80%  денежных средств приходится на 11,5 тысяч человек (24% от общего числа получателей).

Эти цифры свидетельствуют о резкой дифференциации выплат инвалидам и семьям, потерявшим кормильца. По данным Роструда, осуществляющего выплаты ежемесячной денежной компенсации, численность инвалидов и семей, потерявших кормильца, получающих по решению суда, составляет 30 692 человека или 64% от общей численности. 36% - 17 308 человек в суды не обращалось. Расчет ежемесячной денежной компенсации им производится органами социальной защиты на основании действующего законодательства в фиксированных размерах в зависимости от группы инвалидности.

Анализ судебной практики по индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за периоды с 1 июля 2000 г. по 29 мая 2004 года показывает, что рекомендованные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации коэффициенты индексации применяются судам не единообразно. Органы социальной защиты населения, выступая ответчиком, не всегда и не везде руководствуются действующим законодательством и рекомендациями высших судебных органов.

Союзу «Чернобыль» России известны примеры, когда региональная соцзащита при поддержке судов различных инстанций проявляет чрезмерное «усердие» в отношении одних истцов и легко уступает в удовлетворении иска – другим.

Предложение Центрального Совета о проведении совместно с органами социальной защиты проверок отдельных фактов на достоверность сведений, представленных для исчисления денежных сумм в возмещение вреда причиненного здоровью, не нашло практического применения. Надо заметить, что и руководители региональных организаций на местах были не столь настойчивы в достижении этой цели.

Как можно объяснить следующие цифры? В Ростовской области из общей численности получателей этой выплаты свыше 45 тысяч получает один из шестидесяти. В тоже время, в Карачаево-Черкесской Республике  свыше 45 тысяч рублей в месяц имеет каждый пятый, а в Республике Дагестан такую же ежемесячную сумму получает каждый четвертый.  Вот такое равенство социальных прав!

Похожие сведения можно привести и по другим территориям. Хотелось бы порадоваться за всех тех, кто законно  в соответствие с размером причиненного им вреда здоровью, в трудные времена отстоял свои права на достойную жизнь. Но когда видишь другие цифры в десятки раз меньшие, за которыми стоят не менее заслуженные   и не менее пострадавшие чернобыльцы, становится ясно: что-то здесь не так?!  Почему органы государственной власти, призванные не только обеспечивать конституционные права граждан, но и осуществлять контроль за их реализацией, уже несколько лет спокойно созерцают происходящее, а в отдельных случаях способствуют беззаконию и создают предпосылки для новых нарушений?!

В Российской Федерации после Чернобыля ушло из жизни почти 30 тысяч ликвидаторов. Ежемесячную денежную компенсацию за умершего начисляют чуть более 5 тысячам семей. Из их числа большая часть получает до  4 тысяч рублей в месяц, имея на руках детей, нуждающихся часто в медицинской помощи.

Сегодня свыше 30 тысяч ликвидаторов, ставших инвалидами, не могут подтвердить связь наступившей инвалидности с Чернобылем, так как порядок и условия ее установления законодателем изменились и тем самым поставили их в неравные условия. Они вовсе лишены права на ежемесячную  денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью. Семьи таких инвалидов сводят концы с концами. Среди них высокий процент разводов, самоубийств.

Не лучшая судьба ожидает и стотысячный отряд ликвидаторов, не имеющих пока инвалидности.

 Мы часто забываем о россиянах, проживающих в зонах жесткого радиационного контроля, потерявших не только здоровье, но и надежду на возмещение вреда, причиненного катастрофой. Большая часть трудоспособного населения этих территорий не имеет возможности получить работу. Компенсационные выплаты «за радиацию» низкие. Их не хватает на приобретение товаров первой необходимости. Здоровые мужчины скитаются в поисках заработка. 

Государство спустя 23 года после Чернобыля не обеспечило жильем около тысячи переселенцев из зон радиации. Улучшения жилья ждут также более 20 тысяч ликвидаторов и приравненных к ним других категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации, ветеранов подразделений особого риска.

Медицинское, лекарственное и санаторно-курортное обслуживание пострадавших после 122-го закона легло не легким бременем на плечи региональных и муниципальных властей. Количество и качество принимаемых ими мер во многом зависит от уровня социально-экономического развития региона. Это создает для пострадавших неравные условия и возможности  по реализации ими социальных прав.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1-й вывод. Федеральное законодательство по социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий, ядерных испытаний, в связи с несовершенством механизма реализации прав на возмещение вреда, причиненного здоровью, привело к различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия. Это в равной мере относится к нормам ежемесячной денежной компенсации и порядку ее индексации, к нормам по обеспечению жильем, к нормам медицинского, лекарственного и санаторно-куротного обслуживания, к нормам определяющим и устанавливающим причинную  связь развившихся заболеваний, инвалидности и смерти с последствиями чернобыльской катастрофы и к ряду других норм.

Отсутствие в законодательстве «правового механизма, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам-инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты», признал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 10 ноября 2009 г. №17-П.

Очевидно, что требуется серьезная корректировка законодательства и нормативных правовых актов.

2-й вывод. В целях эффективного решения проблем по минимизации последствий чернобыльской катастрофы на период до 2016 года предстоит на основании произведенной оценки и сохраняющихся радиационных рисков для населения и сельскохозяйственной продукции загрязненных территорий, состояние социально-экономического развития пострадавших районов разработать и проводить мероприятия адресного и точечного характера. Основные средства федерально-целевой программы предлагаем направить на снижение доз внешнего и внутреннего облучения населения, оздоровление детей, создание необходимых условий для социально-экономического возрождения загрязненных территорий и социально-психологической реабилитации населения. Мероприятия программы должны быть направлены также на улучшение медицинского обслуживания ликвидаторов их детей и граждан, проживающих в зонах отселения.

3-й вывод. Межведомственное взаимодействие по реализации конституционных прав граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий катастроф и ядерных испытаний осуществляется не эффективно. Контрольные функции федеральных  и региональных органов власти исполняются эпизодично. Предложения общественности по нарушениям законности часто остается без должного внимания и реагирования. В результате чего одним бюджет не доплачивает, а другим - переплачивает.

В этой связи предлагается обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о проведении индексации социальных выплат участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие радиации, семьям, потерявшим кормильцев и приравненных к ним лиц за период с 01.07.2000 года по 29.05.2004 года без обращений в суды. Коэффициенты индексации были рекомендованы Пленумом Верховного Суда РФ на основании действующего в тот период законодательства для применения судами при рассмотрении дел в отношении пострадавших.

Второе предложение Президенту России могло бы быть относительно проверки правомерности принятия судами решений, преодолевших законодательную норму по ограничению максимального размера ежемесячной денежной суммы возмещении вреда, определенной в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Максимальный размер устанавливается для таких случаев законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год. В 2009 году эта  сумма составляет  45 020 рублей.

Повторно предложить Минздравсоцразвитию России,  Росздравнадзору и органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на основании действующего законодательства и своих функциональных обязанностей произвести проверку на достоверность сведений, предоставленных гражданами для исчисления денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью с участием региональных общественных чернобыльских организаций.

4-й вывод. Социальное неравенство граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, ядерных испытаний не могло не повлиять на общественные организации пострадавших в регионах и в целом на Союз «Чернобыль» России.

Нравственные принципы, лежавшие в основе создания и первых лет деятельности нашего Союза, постепенно были утрачены. Борьба за социальные права членов организации принесла успех далеко не каждому. Материальный интерес одних преобладал над интересами других. В результате возник конфликт интересов. Значительная часть граждан убеждается  в неэффективности общественных чернобыльских организаций в решении острых  проблем, связанных прежде всего со здоровьем. Они сталкиваются с узкогрупповыми, корпоративными интересами, которые становятся основным и, нередко, единственным направлением работы организации. Возникают внутренние противоречия, способствующие не сплочению, а снижению активности и даже гибели общественного объединения. Опасность этого сохраняется и в наши дни.

Выходом из кризиса может стать пересмотр ценностей. В их основе должны быть высокая нравственность, равенство социальных прав пострадавших, патриотизм, помощь и забота о людях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Девиз Союза «Чернобыль» России «Гуманность и милосердие» должен вновь обрести реальное воплощение в делах.

 

Уважаемые члены Центрального Совета! Уважаемые гости!

Наша организация стоит на пороге своего 20-летия. 1 декабря 1990 года в Брянске состоялся 1-й Съезд чернобыльцев России, который и принял решение о создании Союза «Чернобыль» России. С какими результатами своей работы мы придем к этой дате зависит от нас с вами.

В октябре этого года отметил свое 20- летие Сибирский региональный  «Союз Чернобыль», Председателем которого является Дроздов Владимир Павлович. Работа этой организации завоевала авторитет не только в Новосибирской области, но и далеко за ее пределами. Многие проблемы граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф, ядерных испытаний решаются в тесном взаимодействии с региональными и муниципальными органами власти. Патриотическая работа с населением, молодежью, первоочередная помощь остронуждающимся вытеснила временные, меркантильные интересы небольшой группы лиц. Сибирский «Союз Чернобыль» по праву занимает видное место в общественно-политической жизни региона. Сибиряки служат примером для других и в Союзе «Чернобыль» России.

В наступающем 2010 году отметят свои 20-летние рубежи и ряд других региональных чернобыльских организаций. Хотелось, чтобы на их юбилейные мероприятия люди шли с чувством гордости за организацию, сумевшей объединить интересы различных категорий граждан, помочь им обрести уверенность в будущем.

Союз «Чернобыль» России этим летом получил поддержку предложения  по созданию организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий связанных с 25-летием катастрофы на Чернобыльской АЭС у Председателя Правительства России.

Поручение Правительства РФ поддержало МЧС России, Министерства, ведомства и субъекты РФ.

Заместитель Председателя Правительства России Жуков А.Д. дал согласие возглавить Оргкомитет. Тем не менее, до настоящего времени Распоряжение Правительства РФ не издано. Подготовленные предложения Союзом «Чернобыль» России в План мероприятий по подготовке и проведению этой памятной даты, не могут быть востребованы.  С затягиванием принятия Решения Правительства России по данному вопросу снижается уверенность в том, что важные мероприятия будут приняты и выполнены.

В связи с этим следует обратиться в Правительство РФ с просьбой ускорить принятие Решения о создании Оргкомитета и приступить к его конкретной работе.

Центральный Совет может также  обратиться к руководителям субъектов Российской Федерации с предложением по созданию Оргкомитетов и Планов мероприятий по подготовке и проведению 25-летия Чернобыльской катастрофы в своих регионах. В ряде территорий такая работа уже началась.

По мнению Центрального Правления Союза «Чернобыль» России федеральный и региональные Планы могут состоять из четырех разделов.

1-й раздел. «Улучшение медико-социальных условий жизни участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в первую очередь, инвалидов и семей, потерявших кормильцев».

В этом разделе предполагается отразить мероприятия, направленные на исполнение финансовых обязательств бюджета по социальным выплатам, предоставления и улучшения жилья, единовременная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, улучшение медицинского, лекарственного и санаторно-курортного обслуживания, оздоровления детей, совершенствование отдельных положений законодательства, нормативных и правовых актов, развитие материально-технической базы  медицинских центров и социально-психологических учреждений и ряд других  практических мероприятий с учетом региональных дополнительных мер.

2-й раздел. «Памятно-мемориальные мероприятия».

В этом разделе предусматривается ремонт и благоустройство памятников, парков, скверов, улиц в честь погибших и умерших. Организация выпуска памятных медалей, значков. Представление к государственным наградам и их вручение в торжественной обстановке. Организация и проведение Международного дня памяти жертв радиационных аварий и катастроф. Сооружение памятников и торжественное их открытие.

3-й раздел. «Информационно-пропагандистские и культурно-массовые мероприятия».

В разделе предлагается провести серию передач  по государственным теле-, радиоканалам о Чернобыльской катастрофе, ее последствиях, мужестве и героизме ликвидаторов. Осуществить публикации в периодической печати. Провести конкурсы на лучшее творческое произведение, издание научно-публицистического альманаха «Чернобыль: 25 лет спустя» и других материалов. Организовать в музеях и библиотеках тематические экспозиции, выставки художественных произведений, фото и архивных материалов. Создать документальный фильм. Подготовить и провести  концерт-реквием для ликвидаторов и членов семей, потерявших кормильцев и ряд других мероприятий.

4-й раздел. «Международные мероприятия».

В этом разделе от имени Российской Федерации предполагается активизировать деятельность ООН, СНГ и других международных организаций по подготовке и принятию Обращений, Деклараций, Специальных Заявлений, посвященных памятной дате. Планируется организация и проведение международной конференции, выставки.

Многие из мероприятий 4-х разделов Плана потребуют финансирования. Утверждение сметы расходов во многом будет зависеть от Оргкомитета. Поэтому очень важно скорейшее принятие Решения Правительства России о его создании.

В заключении своего выступления хочется еще раз напомнить членам Центрального Совета об ответственной миссии нашей организации не только по защите законных прав и  интересов граждан, пострадавших вследствие радиационных аварий и катастроф, ядерных испытаний, сохранении памяти погибших, умерших, но и  по воспитанию молодого поколения на примерах мужества и трудового героизма ликвидаторов.

Добавить в: Add to your del.icio.us del.icio.us | Digg this story Digg